Помощь в трудной ситуации
Что такое трудная жизненная ситуация
В законе говорится, что это обстоятельства, которые нарушают нормальные условия жизни человека, и сам он не может их преодолеть.
ст. 1 закона 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»
В трудной ситуации помощь людям оказывают адресно — после того, как индивидуально рассмотрят причины случившегося. Причем речь идет не только о финансовых трудностях. Например, в случае конфликтов в семье и жестокого обращения со стороны мужа государство может предложить женщине с детьми переехать в кризисный центр и получить психологическую поддержку. В дальнейшем, если мать с ребенком остается одна, она может рассчитывать и на финансовую помощь.
Перечень жизненных обстоятельств, когда семья может рассчитывать на помощь, указан в законе № 422-ФЗ. В частности, это:
- Полная или частичная утрата способности к самообслуживанию и удовлетворению базовых потребностей по причине болезни, травмы, возраста.
- Инвалидность у кого-то из членов семьи.
- Дети, которым сложно адаптироваться к новым условиям жизни после пережитого потрясения.
- Конфликты и насилие в семье, в том числе по причине психических расстройств у кого-то из ее членов.
- Отсутствие места проживания.
- Потеря работы.Конечный список тяжелых жизненных обстоятельств определяют регионы. Например, типичные основания для получения адресной помощи в Москве:
- Пожар в единственном пригодном для проживания жилье.
- Утрата средств к существованию вследствие кражи, грабежа, мошенничества.
- Смерть одного из родителей несовершеннолетнего ребенка, то есть потеря кормильца.
Факторы социального риска
К факторам социального риска, отрицательно влияющим на выполнение семьей своих функций, относятся:
- социально-экономические факторы: низкий материальный уровень жизни семьи, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия;
- медико-социальные факторы: инвалидность или хронические заболевания родителей, других членов семьи. Вредные условия работы родителей, и особенно матери, пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами;
- социально-демографические факторы: неполная или многодетная семья, семьи с несовершеннолетними или престарелыми родителями, семьи с повторным браком и сводными детьми;
- социально-психологические и психо-педагогические факторы: семьи с деструктивными эмоционально-конфликтными отношениями супругов родителей и детей, педагогической несостоятельностью родителей и их низким общеобразовательным уровнем, деформированными ценностными ориентациями;
- криминальные факторы: алкоголизм, наркомания, аморальный и паразитический образ жизни семьи, семейные скандалы, проявление жестокости и семейного насилия, наличие судимых членов семьи.
Ребенок в трудной жизненной ситуации
Выявление неблагополучия в семьях воспитанников детского сада связано с выявлением факторов социального риска. С семьями детей проводятся беседы, анкетирование, психологическая и социальная диагностика. Также в семьи выходят педагоги с целью выявления семейного неблагополучия
Основной информацией владеет воспитатель в группе, который ежедневно работает с детьми и по внешнему виду ребенка и по его поведению выявляет признаки неблагополучия
На что стоит обратить внимание
- Утомленный, сонный вид
- Санитарно-гигиеническая запущенность
- Обмороки, головокружение из-за постоянного недоедания
- Агрессия и импульсивность, которые сменяются апатией и подавленным состоянием
- Выраженный страх взрослых, проявление тревоги в форме тиков
- Боязнь идти домой
- Жестокое обращении с животными
- Стремление скрыть причину травм
Семья считается неблагополучной, если родители:
- не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению детей
- не исполняют своих обязанностей по содержанию детей
- отрицательно влияют на их поведение
- жестоко обращаются с детьми
- страдают алкоголизмом, употребляют наркотики, ведут антиобщественный образ жизни
- создают конфликтные ситуации, втягивая в них детей
Для профилактики и коррекции социального неблагополучия семей воспитателями, педагогом-психологом и социальным педагогом детского сада проводится работа по повышению педагогической грамотности родителей, включение их в деятельность сада. Привлечение родителей к созданию развивающей среды в группе, участию в детских праздниках, спортивных мероприятиях, выставках совместных работ родителей и детей помогает налаживанию психологического контакта
Работая во взаимодействии со специалистами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, социальный педагог формирует и реализует систему комплексной помощи семье в снижении социального неблагополучия.
Полезные контакты
5
Доступность и анонимность — этим характеризуется помощь, которую можно получить на горячих линиях.
- Детский телефон доверия МГППУ (Московский государственный психолого-педагогический университет). Помощь детям и подросткам — 8-495-624-60-01, 8-800-2000-122.
- Центр экстренной психологической помощи МЧС России: 8-495-989-50-50.
- Единая горячая линия психологической помощи Российского Красного Креста: 8-800-250-18-59.
- "Твоя территория" — помощь людям до 23 лет в формате онлайн-чата.
Самое важное — выстроить доверительные отношения, чтобы подросток с любой проблемой мог прийти именно к вам. Тогда и решить их будет больше шансов